Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out
Sevastopol Sity RU-SEV Crimea Respublika RU-CR Krasnodar Kray RU-KDA Adygey Respublika RU-AD Kalmyk Respublika ru-kl Astrakhan' Oblast RU-AST Volgograd Oblast RU-VGG Rostov Oblast RU-ROS Dagestan Respublika RU-DA Ingouchie|Inguchétia|Inguschetien|Ingushetia|Ingushetiya|Ingush Republic|Ingushskaya Respublika|Respublika Ingushetiya Ingush Respublika RU-IN Kabardin A.S.S.R.|Kabardino-Balkarskaya A.S.S.R.|Kabardino-Balkariya|Kabardino-Balkarsk|Kabard|Kabardino-Balkarskaya Republic Kabardin-Balkar Respublika RU-KB Karaçay-Çerkes|Karachay-Cherkessiya|Karachayevo-Cherkesskaya Respublika|Karachayevo-Cherkessiya|Karachayevo-Cherkess Republic|K Karachay-Cherkess Respublika RU-KC Kuzey Osetya|Respublika Severnaya Osetiya|Severnaya Osetiya-Alaniya|North Ossetian A.S.S.R.|Republic of North Osetia-Alania North Ossetia Respublika RU-SE Chechnya Respublika RU-CE Stavropol' Kray RU-STA Belgorod Oblast RU-BEL Bryansk Oblast RU-BRY Vladimir Oblast RU-VLA Voronezh Oblast RU-VOR Ivanovo Oblast RU-IVA Kaluga Oblast RU-KLU Kostroma Oblast RU-KOS Kursk Oblast RU-KRS Lipetsk Oblast RU-LIP Moskovsskaya Oblast RU-MOS Orel Oblast RU-ORL Ryazan' Oblast RU-RYA Smolensk Oblast RU-SMO Tambov Oblast RU-TAM Tver' Oblast RU-TVE Tula Oblast RU-TUL Yaroslavl' Oblast RU-YAR Moskva Sity RU-MOW Karelian A.S.S.R.|Karelo-Finnish A.S.S.R.|Karel'skaya A.S.S.R.|Olonets|Olonetskaya G.|Kareliya|Republic of Karelia Karelia Respublika RU-KR Komi Respublika RU-KO Arkhangel'sk Oblast RU-ARK Vologda Oblast RU-VLG Kaliningrad Oblast RU-KGD Leningrad Oblast RU-LEN Murmansk Oblast RU-MUR Novgorod Oblast RU-NGR Pskov Oblast RU-PSK City of St. Petersburg City RU-SPE Nenets Avtonomnyy Okrug RU-NEN Bashkortostan Respublika RU-BA Mariy-El Respublika RU-ME Mordovia Respublika RU-MO Tatarstan Respublika RU-TA Udmurt Respublika RU-UD Chuvash Respublika RU-CU Kirov Oblast RU-KIR Nizhegorod Oblast RU-NIZ Orenburg Oblast RU-ORE Penza Oblast RU-PNZ Samara Oblast RU-SAM Saratov Oblast RU-SAR Ul'yanovsk Oblast RU-ULY Perm' Kray RU-PER Kurgan Oblast RU-KGN Sverdlovsk Oblast RU-SVE Tyumen' Oblast RU-TYU Chelyabinsk Oblast RU-CHE Khanty-Mansiy Avtonomnyy Okrug RU-KHM Yamal-Nenets Avtonomnyy Okrug RU-YAN Altay Respublika RU-AL Buryat Respublika RU-BU Khakass Respublika RU-KK Altay Kray RU-ALT Krasnoyarsk Kray RU-KYA Omsk Oblast RU-OMS Novosibirsk Oblast RU-NVS Tomsk Oblast RU-TOM Tuva Respublika RU-TY Irkutsk Oblast RU-IRK Chita Oblast RU-ZAB Kemerovo Oblast RU-KEM Chukchi Autonomous Okrug Avtonomnyy Okrug RU-CHU Sakha (Yakutia) Avtonomnyy Okrug RU-SA Khabarovsk Kray RU-KHA Sakhalin Oblast RU-SAK Kamchatka Oblast RU-KAM Yevrey Avtonomnaya Oblast RU-YEV Amur Oblast RU-AMU Primor'ye Kray RU-PRI Maga Buryatdan Oblast RU-MAG
Росстат в соцсетях

Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях

Эссе по истории

История статистики Калининградской области

« В каждом благоустроенном государстве
статистическая часть составляет один из
самых важнейших предметов правления »

Из циркуляра Министра полиции Балашева
№ 168 от 20 марта 1811

***

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области - один из самых молодых региональных органов в Российской Федерации.

После окончания Второй мировой войны, согласно решению Потсдамской конференции 1945 г., северная часть Восточной Пруссии в составе Кенигсберга и прилегающей к нему территории была передана Советскому Союзу. Указами Президиума Верховного Совета СССР 7 апреля 1946 г. в составе РСФСР была образована Кенигсбергская область, которая 4 июля 1946 г. была переименована в Калининградскую, а город Кенигсберг – в город Калининград.

Как следствие, возникла необходимость определения состояния нового региона, его народного хозяйства, выявления потенциальных точек дальнейшего развития области и закрепления ее в качестве части нашей страны. Прежде всего, нужно было провести перепись и учет оборудования, техники, земель, всего имеющегося хозяйства. Вначале эта работа осуществлялась силами бывшей военной комендатуры и добровольцами. Однако, впоследствии стали привлекаться грамотные специалисты. И в июле 1946 г. приказом Центрального статистического управления Госплана Совета Министров СССР от 20 июня 1946 г. за № 611 было образовано Статистическое управление Кенигсбергской области. Первым начальником статистического управления области стала Денисова Антонина Александровна, занимавшая этот пост до сентября 1946 г.

Первоначально управление статистики располагалось в здании областного гражданского управления по адресу Советский проспект, 13. Статистики занимали четыре комнаты на третьем этаже. С сентября 1946 по 1948 год должность начальника занимал Борис Семенович Князев, под руководством которого на территории области и были созданы статистические подразделения, а именно 3 городские инспектуры  (Калининградская, Тильзитская, Инстербургская), 14 районных и 4 сельских.

В то время штат сотрудников Статистического управления составлял всего 29 человек, работавших в 6 секторах: сельского хозяйства и определения урожайности; промышленности, транспорта и связи; капитального строительства и городского хозяйства; учета труда, населения, здравоохранения и культуры; товарооборота и финансов; административно-хозяйственном и бухгалтерии.

В те годы объем статистической информации был невелик и сводился в основном к учету некоторых показателей по отдельным отраслям народного хозяйства. Основной вычислительной техникой были счеты, которых постоянно не хватало. Ни о какой аналитической и исследовательской работе не было и речи.

Во второй половине 1950-х гг. перед органами статистики были поставлены качественно новые задачи. Это было связано с ликвидацией в 1956 г. промышленных министерств и созданием совнархозов, руководивших промышленностью экономических районов, в результате чего основные разработки отчетности, которые раньше велись министерствами, перешли в ведение ЦСУ СССР.

С этого момента Статистическое управление Калининградской области начинает осуществлять сбор данных о деятельности промышленных предприятий, строительных организаций и предприятий торговли, проводит учет посевных площадей и сортовых посевов, учет санаториев и домов отдыха, учет специалистов с высшим и средним образованием и т.п.

Особое внимание в то время уделялось контролю за соблюдением трудовой и исполнительской дисциплины предоставления отчетов, ее укреплению. Осуществлялся контроль потерь при уборке урожая в колхозах и совхозах, проверялась достоверность данных об уборке урожая.

Росли объемы статистической информации, расширялся круг статистических наблюдений. Для механизации обработки в областном центре была создана первая машиносчетная станция с 14 штатными единицами, а затем в городах и районах были образованы свои машиносчетные станции, которые на договорных началах начали осуществлять обработку статистической отчетности. В арсенале станций были фактурные машины, перфораторы, табуляторы.

Перевод разработки статистических материалов на электронно-вычислительные машины имел решающее значение для сокращения сроков обработки данных, улучшения качества информации. В 1975 г. на базе машиносчетной станции был организован вычислительный центр, в котором работали почти 100 человек. Вначале он был оснащен ЭВМ «Минск-32», а затем электронно-вычислительными машинами типа ЕС-1035 и ЕС-1036.

Программы по реформированию системы управления экономикой страны второй половины 80-х годов коснулись и статистики. В июле 1987 г. было принято постановление Правительства ЦК КПСС и Совета Министров СССР по коренному улучшению дела статистики в стране, в соответствии с которым были поставлены новые задачи, направленные на совершенствование экономического анализа, обеспечение достоверности статистической информации. Было решено существенно повысить роль органов статистики в системе руководства народным хозяйством, превратив их в действенный инструмент эффективного планового управления в новых условиях хозяйствования.

В октябре 1987 г. на базе статистического управления Калининградской области и его вычислительного центра было создано Калининградское областное управление статистики. В практику аналитической работы была введена подготовка докладов об экономическом положении региона, отражающих общее состояние хозяйства, происходящие в нем изменения, а также обзоров по наиболее важным сторонам экономической и социальной жизни.

Работа Калининградского областного управления статистики в этот период была направлена на выполнение государственного заказа, плановых заданий, работу по перестройке проверочной и аналитической деятельности, расширению гласности статистики. Осуществлялся выпуск докладов о выполнении планов экономического и социального развития области за годы пятилетки для местных партийных и руководящих органов, совместно с контролирующими органами и общественными инспекторами проводились территориально-комплексные проверки. Готовились материалы прогнозного характера. Выпускалась информация о выполнении плана по прибыли, а также перечень производственных объединений и предприятий, по которым ожидалось невыполнение плана по производству продукции.

На протяжении ряда лет (с примерно соблюдаемым интервалом 10 лет) проводятся Всесоюзные переписи населения 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. Материалы этих мероприятий необходимы для ведения плановой экономики, для определения социального развития регионов.

С распадом СССР в 1991 г. и началом проведения рыночных реформ перед экономикой страны встали новые задачи. Отход от планового ведения народного хозяйства и переход к рынку, демократизация всех сторон жизни требовали реформирования и российской государственной статистики. В отличие от других регионов, в Калининградской области эти проблемы пришлось решать в кардинально изменившихся геополитических условиях, в условиях территориальной изоляции от остальной части страны.

Организационной основой реформирования статистики в новых условиях стала Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с развитием рыночной экономики (1992-1996). Была сформирована качественно новая система показателей, характеризующих уровень и динамику занятости, безработицы. Проведены выборочные обследования по проблемам занятости населения. Начиная с 1992 г., проводится постоянное статистическое наблюдение за процессом приватизации, мониторинг деятельности предприятий-монополистов.

Помимо этого, в 1993 г. подписанием двухсторонних соглашений с Департаментом по статистике при Правительстве Литовской республики, а также со статистическими управлениями воеводств Республики Польша в Варшаве, Эльблонге, Гданьске и Ольштыне было положено начало развитию международного сотрудничества. В рамках этих соглашений осуществлялся обмен информацией, статистическими изданиями, а также разработка совместных публикаций с представленными в них сравнительными характеристиками социальных и экономических процессов на территориях стран.

Появилась еще одна новая важная для нашей области отрасль - это статистика внешнеэкономической деятельности. Практически заново создана статистика финансов. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 апреля 1995 г.    № 399 в 1996 г. органами статистики впервые осуществлена большая работа по сбору и обработке бухгалтерской отчетности всех предприятий и организаций.

В 1994 г. Калининградское областное управление статистики преобразовано в Областной комитет государственной статистики.

Важным этапом в развитии статистики стала Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 гг.», целью которой явилось завершение ее системного реформирования для более полного удовлетворения потребностей органов власти, других потребителей в объективной статистической информации. В ходе реализации этой программы была усовершенствована система статистических показателей, сделан шаг к уходу от отраслевого принципа сбора и обработки отчетности, успешно внедрены унифицированные статистические формы. Осуществлен переход от сплошного метода сбора информации к выборочным обследованиям, использованию методов досчета важнейших экономических показателей и оценки параметров теневой экономики. Большое внимание было уделено созданию и актуализации Единого государственного регистра предприятий и организаций.

Успешному решению задач по повышению качества и объективности статистических данных способствовало применение современных технологий в процессе сбора, обработки и выпуска информации. В этот период был внедрен универсальный программный продукт статистической обработки данных SPSS, проведены работы по частичной модернизации локально-вычислительной сети.

С образованием в 1998 г. ассоциации «Ассевзап» (в настоящее время преобразована в Региональный совет руководителей территориальных органов Росстата, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа), активизировалось взаимодействие управления статистики Калининградской области с другими территориальными статистическими органами. В рамках Регионального совета происходит регулярный обмен опытом работы, совместное принятие решений по наиболее актуальным проблемам организации статистической деятельности на региональном уровне, выпуск совместных публикаций, информационный обмен по основным показателям социально-экономического положения территорий. Полученные данные используются для сравнений и рейтинговых оценок при подготовке информационно-аналитических материалов. Начиная с 2016 г., заседания Регионального совета проводятся совместно с органами статистики Центрального Федерального округа.

В 2000 г. Калининградский областной комитет государственной статистики в числе 18 комитетов участвовал в реализации Программы реформирования обследований домашних хозяйств. В ходе выполнения мероприятий Программы было проведено два этапа пилотных обследований. На первом этапе проведена апробация новых форм регистрации: «Дневника домохозяйства», «Журнала домохозяйства» и «Кодификатора товаров и услуг», на втором этапе - «Опросного листа домашнего хозяйства».

Обследование домашних хозяйств проводится по сегодняшний день, и результаты его играют огромную роль в принятии решений, касающихся социального аспекта жизни населения.

В преддверии нового тысячелетия областным комитетом статистики выпущены экономическое обозрение «Янтарный край на пороге XXI века» и комплексный обзор «Калининград на рубеже веков». В этих материалах были отражены явления и процессы, произошедшие в экономической и социальной жизни области и областного центра в последнем десятилетии.

Наступившее новое тысячелетие требовало новых направлений статистики и совершенствование уже действующих, а также возобновления проведения крупномасштабных мероприятий всероссийского значения.

В 2001 г. была проведена работа, отнесенная к разряду общенациональных статистических работ - сплошное обследование (перепись) малых предприятий, позволившая получить развернутую информацию о параметрах малого предпринимательства Калининградской области, создать базу для проведения досчетов и уточнения основных показателей деятельности малых предприятий.

Крупнейшей общенациональной статистической работой, выполненной во взаимодействии с органами власти и местного самоуправления области, стало проведение Всероссийской переписи населения 2002 г. Организационное и методологическое руководство работами по подготовке и проведению переписи, первичной обработке материалов были возложены на Областной комитет государственной статистики и его районные подразделения. Созданная в результате обработки материалов переписи населения база первичных данных носит уникальный характер как по своему объему и сложности структуры, так и по технологическим новациям и не имеет аналогов среди других информационных массивов. Она предназначена для получения регламентных таблиц, отражающих различные характеристики населения, домохозяйств и жилых помещений по запросам пользователей как в целом по Калининградской области, так и по городам и районам, а по некоторым таблицам вплоть до сельских населенных пунктов.

В 2010 г. была проведена очередная Всероссийская перепись населения. Отличительной особенностью этого мероприятия стал именно год проведения. В соответствии с рекомендациями ООН переписи следует проводить регулярно каждые 10 лет, желательно, чтобы годы проведения заканчивались на «0», или как можно ближе к этим годам. Данные переписи любой страны приобретают более высокую национальную, региональную и международную ценность, если эти данные могут быть сопоставлены с результатами переписей в других странах, проведенных приблизительно в то же время.

В 2002-2004 гг. в рамках реализации Программы развития государственной статистической системы до 2005 г. Калининградский областной комитет государственной статистики осуществлял переход на разработку статистической информации на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированного с международными классификациями; организацию и проведение сплошных обследований-переписей; активно развивал следующие направления: статистику национальных счетов, предприятий, цен и финансов, инвестиции в нефинансовые активы и строительства, транспорт и связь, сельское хозяйство, торговлю, труд и уровень жизни.

С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принципиально новое значение приобрело проведение комплекса работ по отработке методологических и организационных вопросов, связанных с получением статистических данных для разработки параметров прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований, проектов бюджетов территорий, выделения дотаций и т.д. Совместно с Главным управлением по бюджету и финансам администрации Калининградской области Областным комитетом статистики была проведена работа по формированию исходных данных для оценки бюджетной обеспеченности муниципальных образований и регулирования межбюджетных отношений. Были осуществлены экспериментальные расчеты баланса трудовых ресурсов, сформированы итоги развития малого и среднего бизнеса областного центра.

Новые возможности в реализации задачи повышения качества статистической информации, сокращения сроков ее обработки и анализа, срока выполнения исследований по заказам органов государственной власти и самоуправления напрямую связаны с реализацией пилотного проекта развития корпоративной информационно-вычислительной системы Госкомстата России, участником которого в 2003 г. в числе 15 территориальных органов статистики стал и Калининградский областной комитет. В рамках проекта был произведен монтаж и настройка локально-вычислительной сети, смонтировано и запущено в работу уникальное сетевое оборудование, установлены обеспечивающие подсистемы, проведена их опытная эксплуатация. Реализация этого проекта обеспечила переход к использованию передовых технологий передачи и обработки статистической информации, сокращение сроков представления информации в Государственный комитет статистики России и руководящим органам региона.

Все большее развитие в это время получает работа в сети «Интернет». Ведется регулярное обновление данных на официальном сайте Калининградстата. Средства «Интернета» используются в целях внедрения безбумажной технологии и обеспечения оперативности обмена информацией.

Начало нового тысячелетия знаменовало собой активизацию взаимодействия органов государственной статистики с органами власти и местного самоуправления области с целью координации их деятельности в сфере изучения социально-экономических процессов, происходящих в региональной экономике. В ходе совместных совещаний и рабочих встреч были проведены анализ и оценка потребностей местных органов власти в региональной статистической информации, на основании чего в дальнейшем проводились исследования и аналитические разработки. В этот период был существенно расширен перечень выпускаемых комплексных статистических и аналитических материалов.

В 2004 г. Калининградский областной комитет государственной статистики преобразован в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат).

В 2000-2005 гг. калининградские статистики принимали участие в различных мероприятиях, проводимых Госкомстатом России (Росстатом) и правительством региона в области международного сотрудничества. В их числе: международная конференция «Электронная издательская деятельность на пороге третьего тысячелетия» (Калининградская область); семинары «Вопросы измерения ненаблюдаемой экономики», «Вопросы проведения экономической и сельскохозяйственной переписей» (Московская область), «Ненаблюдаемая экономика: проблемы измерения» (Санкт-Петербург), «Стратегия развития и инвестиционные возможности агропромышленного комплекса Калининградской области» (Калининградская область); участие в реализации программ ТАСИС по темам «Региональная статистика - создание перспективной модели функционирования территориальной информационно-статистической системы с учетом потребностей федеральных и региональных органов управления и международных стандартов в области статистики», «Отработка и совершенствование методов статистического наблюдения при организации выборочных обследований малых предприятий в регионах с использованием регистра предприятий». В рамках программ ТАСИС специалисты комитета совместно с Госкомстатом РФ и зарубежными экспертами проводили методологические и практические разработки, отвечающие насущным проблемам региональной статистики, связанным с повышением качества результатов выборочного обследования, а также разработали форму регионального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий промышленности, характеризующую состояние основных фондов и уровень загрузки производственных мощностей. Отрабатывалась методика по выявлению нетипичных единиц наблюдения.

В 2006 г. в области была проведена крупнейшая общенациональная статистическая работа - Всероссийская сельскохозяйственная перепись.

В рамках подготовительных работ был реализован комплекс мероприятий по нормативно-правовому обеспечению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, формированию списков объектов переписи, созданию внештатной службы. Значительная роль отводилась информационно-разъяснительной работе через средства массовой информации, как на областном, так и на муниципальном уровнях. Жители области были оповещены о сроках проведения переписи, ознакомлены с ее целями и задачами. В информационных целях был выпущен буклет «Калининградская область на пороге сельскохозяйственной переписи - 2006». Калининградстат совместно с областным центром развития образования провел среди учащихся школ области конкурс «Что ты знаешь о сельскохозяйственной переписи?». На конкурс представлялись: призывы (слоганы), анекдоты, рисунки, частушки. Победители в разных номинациях были определены и награждены на областной исследовательской конференции школьников. Лучшие работы конкурса помещены в изданном буклете «Всероссийская сельскохозяйственная перепись глазами детей».

На территории Калининградской области, в отличие от других регионов страны,  сельскохозяйственная перепись проводилась впервые. Материалы, полученные в ходе реализации программы переписи, уникальны по своему объему и содержанию. Была собрана весьма разносторонняя информация о крупных, средних и малых сельскохозяйственных предприятиях, подсобных сельских хозяйствах несельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальных предпринимателях, личных подсобных хозяйствах, садоводческих, огороднических и животноводческих объединениях.

Программа Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года разрабатывалась в соответствии с Программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН, а также с учетом опыта проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.

Наиважнейшим событием в 2007 г. для Калининградстата стало принятие в ноябре Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», что позволило более успешно осуществлять работу по реализации государственной политики в области официального статистического учета. Федеральный закон установил принципы официального статистического учета, соответствующие международным требованиям, и механизмы их реализации.

В ходе реализации Плана статистических работ Росстата в 2007 г. были выполнены такие крупномасштабные работы, как формирование, анализ и публикация предварительных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи, внедрение системы национальных счетов (на региональном уровне разрабатывались: счет производства; отдельные элементы счета использования доходов; показатели счета образования доходов; потребление основного капитала; отдельные элементы счета операций с капиталом). Проводилась работа по составлению балансов основного капитала, затрат труда, денежных доходов и расходов, продовольственных ресурсов.

Были сформированы показатели развития государственного сектора экономики, малого предпринимательства. Оперативно формировались общеэкономические показатели деятельности организаций на основе унифицированных форм статистической отчетности по видам экономической деятельности. Продолжилось внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Дальнейшее развитие получило взаимодействие Калининградстата с региональными структурами власти по решению наиболее актуальных вопросов развития области. Прежде всего, это участие руководителя Калининградстата в работе комиссий Правительства Калининградской области: комиссии по рассмотрению результатов выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель и ее актуализации на территории Калининградской области, Региональной контрольной группы по вопросам осуществления контрольной деятельности за реализацией приоритетных национальных проектов в Калининградской области.

В 2008 г. Калининградстатом впервые было проведено статистическое наблюдение индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности по итогам за 2007 г.

В июне 2008 г. в области были приняты новые законодательные акты, на основании которых в области были созданы 88 муниципальных образований, но принятые законы содержали только описания границ и не включали перечни населенных пунктов, находящихся на территории образований. Калининградстат принял активное участие в совместной работе с правительством области по подготовке закона о территориальной организации местного самоуправления, который включал перечень населенных пунктов.

Правительством Российской Федерации перед Росстатом поставлена масштабная задача, предполагающая реализацию долгосрочного плана проведения выборочных обследований населения в период с 2011 по 2025 гг. включительно на непрерывной основе.

В перечень конкретных направлений федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам входят такие направления наблюдений как: условия жизни населения; репродуктивные планы населения; поведенческие факторы, влияющие на состояние здоровья населении; доходы населения и участие в социальных программах; качество и доступность услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания; содействие занятости населения; трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования и др. Специалисты Калининградстата принимают непосредственное участие в проводимых обследованиях, начиная от подбора кадров, обучения, обеспечения, и заканчивая формированием итогов для предоставления на вышестоящий уровень.

В 2011 и 2016 гг. Калининградстатом проводилось сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Полученные в ходе сплошного наблюдения за малым бизнесом данные используются при разработке мер стимулирования и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

На базе наблюдения за малым бизнесом создаются основы выборок для проведения обследования структуры затрат на производство и реализацию продукции в рамках построения базовых таблиц «Затраты-выпуск». Разрабатываемые таблицы «Затраты-выпуск» необходимы для формирования официальной статистической информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики, а также для повышения качества статистических и прогнозных расчетов макроэкономических показателей.

С 2014 г. начинает свою деятельность Общественный совет при Калининградстате. Члены Общественного совета, специализирующиеся в сфере образования, науки, финансов и предпринимательства, представляют пользователей статистической информацией. Активное участие членов совета в обсуждении деятельности Калининградстата позволяет полнее определять круг предоставляемой информации, анализировать ее точность и соответствие запросам пользователей.

В 2015 г. Калининградстат провел Микроперепись населения, основной задачей которой являлась актуализация данных Всероссийской переписи 2010 г. и получение информации о молодом поколении населения. Впервые в 2015 г. был расширен перечень вопросов переписи. В частности, были добавлены вопросы о состоянии здоровья населения, наличии инвалидности, регистрации в месте постоянного проживания, факторах, влияющих на принятие решения о рождении детей и др.

Проведение мероприятий широкого масштаба невозможно без информационного сопровождения, направленного на получение позитивного восприятия таких работ.

Калининградстатом проводилась обширная информационно-разъяснительная работа при подготовке к переписи населения, сельскохозяйственной переписи и наблюдению за малым бизнесом. В частности, это размещение рекламных блоков на радио и телевидении, в местах массового скопления объектов наблюдений (в зависимости от направления наблюдения), пресс-конференции со средствами массовой информации, выпуск пресс-релизов и листовок. Осуществлялось содействие представителям малого бизнеса по вопросу правильного заполнения статистических форм отчетности. Проводились конкурсы среди населения на лучший символ сельскохозяйственной переписи.

Начиная с Микропереписи населения 2015 г., впервые переписчики использовали планшетные компьютеры вместо бумажных бланков форм, что позволило значительно ускорить проведение опроса респондентов, а также провести формальный и логический контроль в присутствии респондента и уточнить ответы на отдельные вопросы опросного листа, сразу же получить в электронном виде все полученные данные, готовые для последующей обработки.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии предполагают уход от предоставления статистической отчетности на бумажном носителе. Калининградстат ведет постоянную работу с респондентами по предоставлению информации в электронном виде. К концу 2015 г. показатель «Доля отчетности, представляемой в электронном виде» по крупным и средним предприятиям составил 76,9%.

Калининградстат ежегодно выполняет около 250 статистических работ, имеющих различную периодичность представления (годовые, квартальные, ежемесячные, разовые, единовременные и т.д.).

Таким образом, статистика не стоит на месте. Вместе с изменениями, происходящими в государстве, развивается и совершенствуется и статистическая деятельность, в результате которой органы власти и другие пользователи получают информацию, имеющую статус официальной.

Росстатом неоднократно отмечалось высокое качество информационно-аналитических материалов калининградских статистиков.

В 2014 г. Калининградстат предоставил на конкурс Росстата на лучший информационно-статистический материал аналитическую записку «Ценовой аспект в рамках продовольственной безопасности Калининградской области», подготовленную специалистами отдела статистики цен и финансов Калининградстата. Работа была отмечена специальным дипломом Росстата как выполненная на очень высоком уровне с нестандартным подходом к анализу показателей.

Калининградстат сегодня – это важный элемент системы государственного управления на территории региона с разветвленной структурой, позволяющей обследовать все социальные и экономические стороны жизнедеятельности области и ее населения. В настоящее время численность работающих Калининградстата составляет 228 человек, из них 153 – государственные гражданские служащие, 75 - производственно-обслуживающий персонал. В состав организации входят: административный отдел, финансово-экономический отдел, отдел сводных статистических работ, статистики труда, жилищно-коммунального хозяйства, образования и культуры, сельского хозяйства и окружающей природной среды, отдел региональных счетов и балансов, торговли и услуг, науки, строительства, инвестиций, отдел статистики цен и финансов, отдел статистики предприятий, отдел статистического регистра и общероссийских классификаторов, отдел информационных технологий, отдел государственной статистики в г. Гусеве, отдел информации, отдел статистики населения, здравоохранения, уровня жизни и обследований домашних хозяйств, отдел информационно-статистических услуг, хозяйственный отдел.

С декабря 2008 г. по декабрь 2018 г. руководителем Калининградстата являлась Галина Сергеевна Чурикова. С декабря 2018 г. временно исполняющим обязанности руководителя Калининградстата назначен Михаил Юрьевич Плюхин.

Основным направлением деятельности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, как и прежде, остается формирование полной и достоверной (качественной) официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах региона, необходимой для обеспечения потребностей государства, региона и общества.

Регулярно проводится обновление содержания интернет-сайта Калининградстата. Разделы «Официальная статистика» и «Муниципальная статистика» содержат различные ежемесячные, квартальные и годовые социальные и экономические показатели как по области в целом, так и по муниципальным образованиям, новостная лента представляет собой краткий перечень всех проводимых в Калининградстате мероприятий. Раздел «Отчетность» представлен всеми формами статистической отчетности и необходимой сопроводительной информацией, а также предоставляет респондентам возможность предоставления отчетности в электронном виде.

С целью ознакомления потребителей статистической информации со всеми разрабатываемыми материалами и оказываемыми услугами, Калининградстат ежегодно выпускает Каталог официальных статистических публикаций и информационных услуг. Экономико-статистическая информация в Каталоге сгруппирована по отраслям статистики и представлена в виде статистических докладов, сборников, бюллетеней, экономических обзоров, аналитических записок, таблиц и экспресс-информаций. По каждому изданию приводятся: краткая аннотация, шифр работы, данные о периодичности и сроках выхода, а также стоимость одного экземпляра. Для удобного ознакомления Каталог публикуется на сайте Калининградстата в разделе «Услуги».

Активно расширяет свои горизонты и занимает новые позиции Молодежное движение Калининградстата (МДК). Члены МДК принимают участие в различных форумах, молодежных образовательных проектах и акциях, а также научных конференциях, являются постоянными участниками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Молодые специалисты делятся своими мыслями и творчеством со всем коллективом, для этого выпускается ежеквартальное издание «Вестник МДК». Культурно – массовый сектор МДК организовывает поздравление коллектива со всеми официальными праздниками. Также участники МДК принимают участие в благотворительной компании в помощь Калининградской областной организации - Нестеровское районное отделение «Всероссийское общество инвалидов».